Балансировка колес автомобиля: все, что нужно знать водителю

Содержание статьи

Балансировка колес автомобиля

Балансировкой колес специалисты называют процесс настройки точного расположения центра тяжести, совпадающего с осью вращения колеса.

Балансировка колес автомобиля

В результате балансировки должен появиться правильный баланс между всеми элементами, участвующими в ходовых механизмах авто: непосредственно колесом, ступицей, креплениями, амортизаторами и тормозной системой, включая диски и колодки.

Потребность в балансировке возникла относительно недавно, ведь механизмы подвески современных автомобилей становятся все более «тонкими», малейшие неточности могут крайне негативно отразиться на их работе.

Правильная балансировка колес избавляет от многих потенциальных угроз и способствует продлению срока эксплуатации как самой резины, так и многих узлов и агрегатов автомобиля.

Поэтому проводить балансировку рекомендуется в специализированных автомастерских, специалисты которых отлично знают свое дело.

Все дело в том, что выравнивание баланса достигается при помощи монтажа маленьких грузиков на колесный диск.

Именно в определении массы грузика и точного места его прикрепления и состоит вся сложность процесса балансировки. Сделать это может только профессионал, да и то при помощи специального оборудования.

Чем грозит езда на разбалансированных колесах

Использование разбалансированных колес вредит многим деталям автомобиля.

Наиболее типичными результатами такой езды являются:

  • Быстрый и неравномерный износ шин. Специалисту хватит одного взгляда на резину автомобиля, чтобы понять, имеется ли дисбаланс в колесе;
  • Ускоренный износ сайлентблоков, ступичных подшипников, амортизаторов и прочих элементов ходовой части;
  • Вибрация и удары рулевого колеса во время езды. Кроме того, что это неприятно, это еще и очень утомляет, отвлекает от дороги, снижая уровень безопасности;
  • Снижение уровня управляемости авто. В связи с тем, что колеса начинают вращаться в собственном ритме,
  • Снижается точность и плавность маневров, что также способствует созданию аварийной ситуации;
  • Повышение уровня шума в салоне авто. Конечно, этот пункт не так весом, как предыдущие, но все же отметить его стоит.

Итак, как видно из приведенного выше списка, балансировка колес избавляет от многих потенциальных проблем.

Каковы же причины возникновения и типы дисбаланса колес

  • Статическое отклонение или дисбаланс. Опасный тип дисбаланса, при котором отклонение происходит сверху вниз. При этом колесо как будто бы подпрыгивает во время движения автомобиля;
  • Динамический или продольный дисбаланс. При таком типе нарушения баланса колесо как будто бы шатается из стороны в сторону при движении авто. Такой дисбаланс чаще возникает на колесах с широкими шинами, так как они тяжелее и имеют большую силу инерции. Когда поворачивается руль, инерция колеса смещается с его оси вращения, оно начинает шататься, а рулевое колесо при этом вибрирует;
  • Смешанный тип. Наиболее сложный и опасный вид дисбаланса, при котором колесо шатает во всех направлениях.

Когда нужно проводить балансировку колес

Правилами дорожного движения и законодательными актами не регламентирована кратность выполнения балансировки, но водители обязаны сами знать, когда она требуется.

Специалисты советуют проводить балансировку в следующих ситуациях:

  1. После каждой замены резины. Это касается как новых, так и бывших в эксплуатации шин.
  2. При прохождении пробега в 10 тыс. км или один раз в год. В процессе эксплуатации шины неизбежно стираются, происходит это неравномерно, вследствие чего нарушается баланс.
  3. После выполнения ремонтных работ на подвеске автомобиля, шинах и тормозной системе, перед или после настройки системы развал-схождение.
  4. При попадании колесом в яму, сильном ударе о бордюр или любую другую преграду. В результате механического воздействия может произойти деформация диска или слететь сам грузик.
  5. При появлении любых признаков разбалансировки (вибрации руля, шума, увода автомобиля в сторону).

Как происходит процесс балансировки колеса

Как уже говорилось выше, процесс балансировки довольно непрост и требует наличия навыков, знаний и специального оборудования.

Балансировка выполняется на специальном стенде и включает несколько стандартных этапов:

  • Тщательная очистка шин от камешков и застрявшей грязи. Даже маленький кусочек окаменевшей грязи может привести к неправильной балансировке;
  • Демонтаж установленных ранее грузиков. Если произошел дисбаланс, значит, старые грузики будут его только усугублять;
  • Выравнивание давления в шинах. Балансировка выполняется только на колесах с рабочим давлением;
  • Установка колеса на стенд и определение центра тяжести при вращении. При этом специальные датчики определяют отклонение колеса при его вращении и отмечают самые проблемные или тяжелые участки шины;
  • Балансировка. В противовес тяжелым участкам, найденным на стенде, привешиваются специальные грузики. Такие грузики изготавливаются из цинка, свинца и стали и имеют различную массу. Если для балансировки требуется большой вес, значит нужно продолжить поиск проблемы – либо поврежден диск, либо где-то застрял мусор.

Каждое колесо балансируется отдельно. Расхожее мнение «бывалых» водителей о том, что можно отбалансировать лишь передние колеса авто, является в корне неверным!

Все четыре колеса, как составляющие ходовой части, должны пройти балансировку и работать синхронно!После этого все колеса устанавливаются на свои места, и проводится финишная проверка балансировки.

Это необходимо для того, чтобы компенсировать возможное воздействие на колесо ступицы, болтов и тормозного диска. Допустимая погрешность составляет 10 г (это обусловлено отсутствием ювелирной точности при установке колеса на стенд).

Проводится финишная балансировка довольно просто:

  • После установки колес автомобиль поднимается;
  • На колеса вешаются специальные датчики, улавливающие вибрацию и отклонения от оси;
  • Колеса раскручиваются до скорости свыше 100 км/ч;
  • В случае появления вибраций и отклонений проводится финишная балансировка при помощи все тех же грузиков.

Вне всякого сомнения, еще несколько десятков лет назад водители даже не задумывались о необходимости балансировки. Однако сегодня автомобили более сложны и требуют к себе повышенного внимания.

В современном мире балансировка стала рутинной процедурой, которую предлагают многие автомастерские и сервисы. Если игнорировать балансировку, это потянет за собой вереницу проблем с последующей необходимостью серьезного ремонта.

Комментарии 1

  • Автор: Владимир Добавлено 18 января, 2020 в 03:06

    Так вышло, на одном диске «слетел» грузик. «Мишлен» был уже достаточно накатанный и было лень из за этого посещать шиномонтаж. Результат — это колесо быстрее остальных пришло в негодность (появилась проплешина с обнаженной арматурой). Пришлось в срочном порядке покупать пару новой резины, обкатал ее примерно 500 км (чтобы встала на место) и, только потом на балансировку. Вещь очень необходимая.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.