Классический автомат, робот или вариатор. Что выбрать?

Классический автомат, робот или вариатор.

Еще лет 40-50 назад люди, знающие толк в автомобилях, посмотрев очередной американский фильм, говорили: «Да-а, умеют же делать!».

Классический автомат, робот или вариатор

Так они выражали свое восхищение не только внешним видом заокеанских авто, но и их технической начинкой.

В частности, наличием автоматической коробки передач, которая была в то время большой диковинкой у нас и устанавливалась лишь на автомобили представительского класса, которые обслуживали первых лиц государства.

Но прошло какое-то время и это «чудо техники» с некоторых пор начало быстрыми темпами набирать популярность и распространяться и у нас.

Причем настолько быстрыми, что на сегодняшний день в России автомобилей с АКПП продается больше, чем с обычной «механикой». И все чаще у людей возникает вопрос – а что же выбрать?

Цель этой статьи как раз и заключается в том, чтобы не вдаваясь особо в технические подробности, помочь потенциальным покупателям с выбором «автомата», очень кратко описать его достоинства и недостатки.
Что подразумевается под словом «автомат». Его разновидности.

Слово «автомат» на автомобильном сленге подразумевает автоматическую коробку перемены передач (АКПП), в которой скорости (передачи) переключаются автоматически, без непосредственного участия человека.

АКПП бывают нескольких видов:

Гидромеханическая АКПП

Этот вид трансмиссии еще называют «классический автомат».Эта КПП состоит из двух частей – гидравлической и механической.

Гидравлическая часть – это гидротрансформатор, выполняющий роль сцепления. Механическая часть – это планетарная коробка передач.

Крутящий момент от двигателя передается на гидротрансформатор и далее посредством находящейся под постоянным давлением трансмиссионной жидкости на механическую часть и через «планетарку» на колеса. Все процессы работы КПП контролируются и управляются электроникой.

В самом простом варианте эта коробка имеет 4 передачи. Современные же трансмиссии имеют уже 6, 7 и даже 8 передач.

Роботизированная КПП или просто «робот»

Это, по сути, обыкновенная механическая коробка передач, однако выжим сцепления и переключение скоростей осуществляется с помощью актуаторов (в данном случае сервоприводов), работу которых контролирует электронный блок управления.

Более «продвинутым» вариантом «робота» является, так называемая, преселективная трансмиссия DSG. Она имеет намного более сложное устройство – это как бы две КПП в одной с двумя механизмами сцепления.

Одна из них «отвечает» за включение четных передач, одна – нечетных. Благодаря такой конструкции переключение скоростей происходит практически мгновенно.

АКПП типа вариатор (CVT)

Конструкция этой трансмиссии принципиально отличается от двух предыдущих. Это – бесступенчатая коробка передач, в которой привычные шестерни заменены шкивами с изменяющимися с помощью электроники диаметрами.

Между шкивами натянуты ремень или цепь. Благодаря изменяющимся диаметрам плавно изменяется и передаточное число.

Благодаря такой конструкции КПП крутящий момент от двигателя передается на колеса автомобиля постоянно, без прерываний при переключении передач.

Достоинства и недостатки

Теперь, кратко ознакомившись с устройством и принципом работы этих «автоматов», можно перейти к сравнению их достоинств и недостатков.

Классический автомат

Достоинства:

  • Высокая надежность. Но при условии строгого соблюдения правил эксплуатации.
  • Большое разнообразие режимов езды (нормальный, экономичный, зимний и т.д.).
  • Возможность перевода АКПП в ручной режим управления переключением передач – типтроник.
  • Комфорт при езде.
  • Малая вероятность перегрева двигателя.

Недостатки:

  • Высокая стоимость автомобиля с такой АКПП.
  • Большие расходы на техобслуживание и ремонт.
  • Относительно большой расход топлива.
  • Жесткий контроль качества и периодичности замены трансмиссионной жидкости в КПП.
  • Большой риск вывести из строя трансмиссию при буксировке на большие расстояния.

Роботизированная КПП

Достоинства:

  • Относительно небольшая стоимость автомобиля с однодисковым сцеплением.
  • Возможность перехода на полноценный ручной режим переключения передач.
  • Высокая скорость переключения передач авто с преселективной КПП DSG.
  • Топливная экономичность.

Недостатки:

  • Замедленное переключение передач при езде на «роботе» с однодисковым сцеплением, сопровождаемое толчками и «кивками» передка автомобиля.
  • Быстрый выход из строя сцепления при частых троганиях и остановках в условиях городских пробок.
  • Высокая стоимость ремонта коробки передач DSG.
  • Невозможность длительной и быстрой буксировки автомобиля с «роботом». Максимальная скорость ее должна быть не более 20 км/ч.

Вариатор (CVT)

Достоинства:

  • Быстрое и очень плавное ускорение при разгоне.
  • Умеренный расход топлива.
  • Небольшой вес и габариты КПП.

Недостатки:

  • Довольно низкая надежность. Очень требователен к неукоснительному соблюдению правил эксплуатации.
  • Высокий уровень шума в салоне.
  • Низкая ремонтопригодность. Не во всех СТО возьмутся за его ремонт.
  • Очень чувствителен к большим перегрузкам, пробуксовкам, которые раньше времени могут вывести его из строя.

Что же выбрать

Исходя из вышеизложенного, тем людям, кто все-таки решил приобрести автомобиль с автоматической коробкой передач, можно посоветовать следующие рекомендации:

  1. Если у вас недостаточно много средств, вы не сторонники экстремальной езды и знаете, что не будете часто «вязнуть» в городских пробках, то лучшим выбором будет автомобиль с простым однодисковым «роботом».
  2. Людям, которые любят комфортную размеренную езду с плавным разгоном и торможением без излишних дерганий и толчков, идеально подойдет авто с вариатором (CVT).
  3. Для езды в условиях большого города с частыми разгонами и торможениями на светофорах, «зависаниями» в пробках лучше всего подойдет автомобиль с классическим автоматом.
  4. Для людей энергичных, любящих экстрим, драйв и готовых быстрее других стартовать с одного светофора и первыми «подлететь» к следующему, авто с преселективной коробкой DSG – это то, что надо.

Подведем итог

Выбор автомобиля с автоматической коробкой передач – дело совсем не простое. И подходить к этому выбору надо со всей серьезностью.

Очень хочется надеяться, что эта статья хоть как-то поможет сделать его правильным.

Комментарии 1

  • Автор: Сергей Южный Добавлено 5 февраля, 2020 в 17:00

    Конечно ЗА классический автомат. Механика уже прошлый век, особенно во время постепенного перехода на автопилот (здравствуй Илон Маск). Вариатор ужасная вещь, ломается постоянно, как бы бережно его не обслуживал. А поддержанные автомобили на вариаторе ещё большее зло. В настоящее время довольно просто и недорого купить даже новый автомобиль с классическим автоматом.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.