Классический автомат, робот или вариатор. Что выбрать?
Содержание статьи
Еще лет 40-50 назад люди, знающие толк в автомобилях, посмотрев очередной американский фильм, говорили: «Да-а, умеют же делать!».
Классический автомат, робот или вариатор
Так они выражали свое восхищение не только внешним видом заокеанских авто, но и их технической начинкой.
В частности, наличием автоматической коробки передач, которая была в то время большой диковинкой у нас и устанавливалась лишь на автомобили представительского класса, которые обслуживали первых лиц государства.
Но прошло какое-то время и это «чудо техники» с некоторых пор начало быстрыми темпами набирать популярность и распространяться и у нас.
Причем настолько быстрыми, что на сегодняшний день в России автомобилей с АКПП продается больше, чем с обычной «механикой». И все чаще у людей возникает вопрос – а что же выбрать?
Цель этой статьи как раз и заключается в том, чтобы не вдаваясь особо в технические подробности, помочь потенциальным покупателям с выбором «автомата», очень кратко описать его достоинства и недостатки.
Что подразумевается под словом «автомат». Его разновидности.
Слово «автомат» на автомобильном сленге подразумевает автоматическую коробку перемены передач (АКПП), в которой скорости (передачи) переключаются автоматически, без непосредственного участия человека.
АКПП бывают нескольких видов:
Гидромеханическая АКПП
Этот вид трансмиссии еще называют «классический автомат».Эта КПП состоит из двух частей – гидравлической и механической.
Гидравлическая часть – это гидротрансформатор, выполняющий роль сцепления. Механическая часть – это планетарная коробка передач.
Крутящий момент от двигателя передается на гидротрансформатор и далее посредством находящейся под постоянным давлением трансмиссионной жидкости на механическую часть и через «планетарку» на колеса. Все процессы работы КПП контролируются и управляются электроникой.
В самом простом варианте эта коробка имеет 4 передачи. Современные же трансмиссии имеют уже 6, 7 и даже 8 передач.
Роботизированная КПП или просто «робот»
Это, по сути, обыкновенная механическая коробка передач, однако выжим сцепления и переключение скоростей осуществляется с помощью актуаторов (в данном случае сервоприводов), работу которых контролирует электронный блок управления.
Более «продвинутым» вариантом «робота» является, так называемая, преселективная трансмиссия DSG. Она имеет намного более сложное устройство – это как бы две КПП в одной с двумя механизмами сцепления.
Одна из них «отвечает» за включение четных передач, одна – нечетных. Благодаря такой конструкции переключение скоростей происходит практически мгновенно.
АКПП типа вариатор (CVT)
Конструкция этой трансмиссии принципиально отличается от двух предыдущих. Это – бесступенчатая коробка передач, в которой привычные шестерни заменены шкивами с изменяющимися с помощью электроники диаметрами.
Между шкивами натянуты ремень или цепь. Благодаря изменяющимся диаметрам плавно изменяется и передаточное число.
Благодаря такой конструкции КПП крутящий момент от двигателя передается на колеса автомобиля постоянно, без прерываний при переключении передач.
Достоинства и недостатки
Теперь, кратко ознакомившись с устройством и принципом работы этих «автоматов», можно перейти к сравнению их достоинств и недостатков.
Классический автомат
Достоинства:
- Высокая надежность. Но при условии строгого соблюдения правил эксплуатации.
- Большое разнообразие режимов езды (нормальный, экономичный, зимний и т.д.).
- Возможность перевода АКПП в ручной режим управления переключением передач – типтроник.
- Комфорт при езде.
- Малая вероятность перегрева двигателя.
Недостатки:
- Высокая стоимость автомобиля с такой АКПП.
- Большие расходы на техобслуживание и ремонт.
- Относительно большой расход топлива.
- Жесткий контроль качества и периодичности замены трансмиссионной жидкости в КПП.
- Большой риск вывести из строя трансмиссию при буксировке на большие расстояния.
Роботизированная КПП
Достоинства:
- Относительно небольшая стоимость автомобиля с однодисковым сцеплением.
- Возможность перехода на полноценный ручной режим переключения передач.
- Высокая скорость переключения передач авто с преселективной КПП DSG.
- Топливная экономичность.
Недостатки:
- Замедленное переключение передач при езде на «роботе» с однодисковым сцеплением, сопровождаемое толчками и «кивками» передка автомобиля.
- Быстрый выход из строя сцепления при частых троганиях и остановках в условиях городских пробок.
- Высокая стоимость ремонта коробки передач DSG.
- Невозможность длительной и быстрой буксировки автомобиля с «роботом». Максимальная скорость ее должна быть не более 20 км/ч.
Вариатор (CVT)
Достоинства:
- Быстрое и очень плавное ускорение при разгоне.
- Умеренный расход топлива.
- Небольшой вес и габариты КПП.
Недостатки:
- Довольно низкая надежность. Очень требователен к неукоснительному соблюдению правил эксплуатации.
- Высокий уровень шума в салоне.
- Низкая ремонтопригодность. Не во всех СТО возьмутся за его ремонт.
- Очень чувствителен к большим перегрузкам, пробуксовкам, которые раньше времени могут вывести его из строя.
Что же выбрать
Исходя из вышеизложенного, тем людям, кто все-таки решил приобрести автомобиль с автоматической коробкой передач, можно посоветовать следующие рекомендации:
- Если у вас недостаточно много средств, вы не сторонники экстремальной езды и знаете, что не будете часто «вязнуть» в городских пробках, то лучшим выбором будет автомобиль с простым однодисковым «роботом».
- Людям, которые любят комфортную размеренную езду с плавным разгоном и торможением без излишних дерганий и толчков, идеально подойдет авто с вариатором (CVT).
- Для езды в условиях большого города с частыми разгонами и торможениями на светофорах, «зависаниями» в пробках лучше всего подойдет автомобиль с классическим автоматом.
- Для людей энергичных, любящих экстрим, драйв и готовых быстрее других стартовать с одного светофора и первыми «подлететь» к следующему, авто с преселективной коробкой DSG – это то, что надо.
Подведем итог
Выбор автомобиля с автоматической коробкой передач – дело совсем не простое. И подходить к этому выбору надо со всей серьезностью.
Очень хочется надеяться, что эта статья хоть как-то поможет сделать его правильным.
Конечно ЗА классический автомат. Механика уже прошлый век, особенно во время постепенного перехода на автопилот (здравствуй Илон Маск). Вариатор ужасная вещь, ломается постоянно, как бы бережно его не обслуживал. А поддержанные автомобили на вариаторе ещё большее зло. В настоящее время довольно просто и недорого купить даже новый автомобиль с классическим автоматом.