Раскоксовка двигателя: суть, методы и средства

Содержание статьи

Раскоксовка двигателя

В связи со сгоранием топлива внутри двигателя образуется множество углеродистых веществ в виде смолы, лаков и сажи.

Раскоксовка двигателя

Если попадается топливо низкого качества, этих веществ образуется гораздо больше, и они откладываются на стенках и деталях двигателя.

Такая ситуация может привести к появлению детонации, увеличению расхода масла, падению мощности и компрессии двигателя.

Специалисты не советуют в данной ситуации паниковать и отдавать машину на капитальный ремонт двигателя.

Вполне возможно, следует провести раскоксовку, особенно если пробег вашего авто составляет свыше 200 тыс. км.

Что же представляет собой раскоксовка

Если говорить про двигатель внутреннего сгорания, то раскоксовкой называют процесс удаления твердых углеродистых отложений в виде сажи, смолы и лака.

Обычно эти отложения поражают стенки блока цилиндров, поршни и клапаны – самые рабочие элементы мотора.

В ситуации, когда отсутствует механическое повреждение составляющих шатунно-поршневой группы (ШПГ), раскоксовка позволяет вернуть двигатель в рабочее состояние, повысив мощность и убрав чрезмерный расход масла.

Как и почему образуется кокс внутри двигателя

Коксом называют твердые скопления в виде гари, смолы, сажи и лаков. Специалисты выделяют множество причин образования коксового налета.

Самыми распространенными являются следующие:

  1. Применение топлива низкого качества или его разбавленного варианта.
  2. Использование некачественных или нецелесообразных присадок. Иногда водители стремятся повысить октановое число бензина и добавляют металлсодержащие присадки. Это приводит к появлению красного налета на элементах шатунно-поршневой группы со всеми вытекающими отсюда последствиями.
  3. Попадание масла в камеру сгорания топлива.
  4. Некачественное или неподходящее масло.
  5. Большие нагрузки на непрогретый двигатель. Особенно актуален этот пункт для зимнего периода.
  6. Привычка ездить на низких оборотах.
  7. Постоянное нахождение авто в пробках.

Все эти моменты ускоряют процесс образования кокса. Но даже в том случае, когда водитель эксплуатирует автомобиль правильно и заливает дорогое топливо наивысшего качества, отложения все равно будут появляться, пусть и не так стремительно. Такова природа процесса сгорания топлива, от этого никуда не деться.

Почему кокс так опасен для двигателя

Коксовые отложения механически нарушают нормальную работу двигателя, приближая необходимость капитального ремонта.

Вот несколько отрицательных моментов, которые губительно действуют на «сердце автомобиля»:

  1. В том случае, когда объем отложений кокса уже велик, камера сгорания банально уменьшается в размерах. Это приводит к появлению детонации и ее прогрессированию (со значительным износом шатунно-поршневой группы).
  2. Коксовые отложения значительно ухудшают теплопроводность, что часто обуславливает перегрев двигателя.
  3. Появление кокса на клапанах приводит к сужению каналов для циркуляции газов, вследствие чего нарушается процесс отвода и поступления газа, падает мощность. Прогрессирование проблемы приводит к тому, что клапаны перестают закрываться до конца и могут прогорать.
  4. Образование отложений на кольцах поршневой группы. Это самая серьезная причина, заставляющая владельцев авто делать раскоксовку. Кольца поршня являются подвижными элементами, которые держат компрессию и способствуют правильному движению поршня.

Также кольца препятствуют попаданию масла в камеру сгорания и проводят образовавшееся тепло по стенкам блока цилиндров. При поражении колец поршней коксовыми отложениями появляется целый ряд проблем, описанных выше.

Таким образом, когда двигатель сильно закоксовался, компрессия падает, расход масла взлетает до немыслимого уровня, и машина попросту не едет.

Многие автовладельцы сразу начинают думать о худшем – износе цилиндров и колец. Не стоит спешить с «капиталкой» двигателя – сперва попробуйте провести раскоксовку!

Какие средства можно использовать для раскоксовки двигателя

Еще несколько десятилетий назад раскоксовка выполнялась вручную как элемент капитального ремонта двигателя.

Сегодня мало кто может представить себе процесс раскоксовки, когда специально обученный человек будет сидеть с зубилом и механически сбивать отложения с деталей мотора.

На современном этапе существует немало народных и специальных средств для удаления коксовых отложений из двигателя.

Некоторое время назад раскоксовка чаще всего производилась обыкновенным керосином. Это вещество обладает великолепными проникающими свойствами и неплохо моет двигатель изнутри. Керосин разрушает коксовые отложения, и они удаляются через выхлопную систему.

Но если попадется некачественный керосин, он может повредить резиновые и пластмассовые элементы топливной системы, что, конечно же, не очень желательно.

Специализированные средства, которые сегодня широко представлены на рынке, содержат в своем составе качественный керосин и ацетон в пропорции 1:1.

  • Димексид. Это медицинское средство также является популярным при борьбе с коксовыми отложениями в двигателе. Для очистки системы достаточно пары бутылочек по 100 мл.
  • Специальное средство для раскоксовки LAVR ML 202 – одно из самых эффективных и недорогих средств с доказанной эффективностью. Одной емкости объемом 185 мл хватает на промывку двухлитрового двигателя.

Как правильно провести раскоксовку

Независимо от того, какое средство выбрано для избавления от коксовых отложений, процесс будет одинаков:

  1. Прогреваем мотор до рабочей температуры.
  2. Выкручиваем свечи.
  3. Глушим двигатель и устанавливаем поршни примерно на одинаковом уровне. Для этого можно крутить коленвал или тянуть за ремень генератора. Не нужно идеального совпадения – достаточно уровня «на глаз».
  4. Откидываем провода зажигания, чтобы повысить уровень безопасности и не допустить поломку катушек, воспламенения паров смеси в цилиндрах.
  5. Заливаем выбранное средство для очистки в каждый цилиндр (если это LAVR – по 50 мл на каждый, если ацетон или димексид – по 100 мл).
  6. Вкручиваем свечи на свои места, чтобы в цилиндрах образовалась «парилка».
  7. Если проводится профилактика, достаточно оставить всю систему на 2-3 часа, а если мотор сильно закоксован – на 10-12 часов.
  8. Удаляем средство из цилиндров при помощи шприца или груши с трубкой капельницы. В условиях автосервиса этот процесс проводится при помощи сжатого воздуха. Если нет никаких средств, уберите свечи и катушки зажигания и покрутите мотор стартером, положив на колодцы тряпку. Двигатель сам «вытолкнет» остатки средства.
  9. Собираем назад всю систему и запускаем двигатель. Не исключено, что мотор будет дымить несколько минут. Бояться не нужно – это нормально, так как сгорают остатки средства.
  10. Теперь нужно сделать промывку двигателя и заменить масло, так как в нем могут остаться частички средства по борьбе с коксом.

Как показывает практика, в 70% случаев раскоксовка возвращает двигателю компрессию, и перерасход масла исчезает.

Не спешите с капитальным ремонтом двигателя, пока не проведете процедуру очистки от кокса. Если вы не хотите заниматься раскоксовкой самостоятельно, смело обращайтесь в автосервис.

Специалисты применят эффективное средство и выполнят весь процесс грамотно и быстро, а следом за раскоксовкой промоют топливную систему и сразу заменят масло!

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.