Стартер автомобиля: устройство и наиболее частые причины поломок

Содержание статьи

Стартер автомобиля

Стартер автомобиля выступает важной деталью, обеспечивающей запуск двигателя. Вне зависимости от марки автомобиля, стартер выполняет одну и ту же функцию и активен в течение всего нескольких секунд.

Стартер автомобиля

Стартер является довольно надежным элементом, но, как и все детали, может выйти из строя. Специалисты, выделяя целый ряд возможных причин неисправности стартера, предлагают сначала разобраться в его строении.

Как же устроен стартер

Стартер является довольно мощным электрическим мотором, который служит для запуска двигателя. При этом его мощности должно хватить на то, чтобы раскрутить несколько раз коленчатый вал.

В связи с тем, что стартер ни в коем случае не должен быть в постоянной сцепке с коленвалом, стартовый узел использует для этой цели специальную шестеренку для сцепления с маховиком, а когда мотор запущен, она убирается.

Эта шестерня, служащая для сцепления с маховиком, носит название бендикс. Бендикс представляет собой муфту, которая способна вращаться лишь в одном направлении.

Для выдвижения бендикса служит втягивающее реле, которое крепится к стартеру сверху. Это же реле и убирает бендикс назад после запуска двигателя.

Реле подключено к аккумулятору и работает по принципу электромагнита. Этот магнит имеет специальную втягивающую обмотку и сердечник, который плотно связан с бендиксом.

После поворота ключа зажигания втягивающая обмотка начинает воздействовать на сердечник, и бендикс подходит к маховику, после чего стартер начинает раскручивать коленчатый вал.

После запуска двигателя ключ зажигания проворачивается в исходное положение, обмотка стартера размыкается, и бендикс убирается назад, выходя из сцепления с маховиком.

Что же может происходить при поломке стартера, как это проявляется

Стартер может щелкать, жужжать или вовсе молчать, а двигатель при этом не будет запускаться. Как отмечают специалисты, в подавляющем большинстве случаев проблема связана с втягивающим реле, но могут быть и другие причины.

Давайте разберемся подробнее:

  1. Разряженный аккумулятор. В этом случае батарее просто не хватает мощности, чтобы провернуть маховик. Не следует путать щелчки стартера с треском разряженного аккумулятора. В случае со стартером щелчок будет однократным, а аккумулятор будет издавать громкую серию щелкающих звуков.
  2. Нарушена проводимость от аккумулятора. Требуется первым делом проверить контакт у плюсовой клеммы на наличие окислов, степень примыкания к токоотводу.
  3. Окисление или плохой контакт у самого реле. Это частая проблема в авто с большим пробегом. Следует открутить питающие провода и как следует зачистить их от окислов. После этого проблема должна исчезнуть!
  4. Нет контакта с массой. Необходимо проверить минусовую клемму, которая крепится к двигателю или кузову. Здесь возможны аналогичные проблемы в виде окислов или плохого контакта.
  5. Само втягивающее реле. При повороте ключа в замке зажигания слышны щелчки, но ничего не происходит? Однако после второй или третьей попытки двигатель все же запускается? 95%, что это именно реле! Придется либо чистить его, либо менять.
  6. Поломка зубьев бендикса или маховика. Такое бывает крайне редко, но все же. При этом будет слышен треск и хруст из-под капота.
  7. Проблема с эксцентриками бендикса. При этом стартер будет издавать не щелкающие звуки, а жужжание. Эксцентрики – это зубья внутри шестерни стартера, которые должны ее стопорить и препятствовать вращению в противоположную сторону. Если эксцентрики сломались, бендикс будет впустую вращаться в шлицах маховика в обе стороны, издавая жужжащие звуки. Починить такую поломку самостоятельно очень трудно, приходится менять узел целиком.

Можно ли отремонтировать бендикс и втягивающее реле

В отечественных автомобилях такой ремонт возможен. Здесь установлены старые разборные модификации стартеров. Можно снять реле и разобрать его.

Внутри находится площадка для контактов в виде пластины с прикрепленными проводами. Часто именно здесь образуются окислы и пленка от многократных запусков. После зачистки контактной пластины работа реле восстановится.

Современные реле стартера неразборные. Почистить их не удастся, в случае необходимости все же потребуется замена.

Но ломаются такие реле крайне редко и служат около 120-150 тыс. км пробега. Не спешите с заменой, проверьте все возможные варианты.

Если же замена все-таки требуется, обращайтесь за помощью к специалистам автосервиса, которые восстановят работоспособность стартера быстро, грамотно и недорого!

Комментарии 1

  • Автор: Денис Добавлено 28 декабря, 2019 в 18:47

    Для лучшего и быстрого зацепа бендикса с маховиком некоторые подпиливают зубья на самом бендиксе, негативных последствий от этого не произойдет. Кстати нельзя крутить стартер по 10-15 секунд, от этого может повредиться как само втягивающее (пятак прилипнет к медным болтам), так и повредиться якорь стартера. У моего клиента был случай когда якорь в местах контактов с щетками просто стал сыпаться, но это скорее было из-за неправильной установки щеток.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.