Классический автомат, робот или вариатор. Что выбрать?
Классический автомат, робот или вариатор
Так они выражали свое восхищение не только внешним видом заокеанских авто, но и их технической начинкой.
В частности, наличием автоматической коробки передач, которая была в то время большой диковинкой у нас и устанавливалась лишь на автомобили представительского класса, которые обслуживали первых лиц государства.
Но прошло какое-то время и это «чудо техники» с некоторых пор начало быстрыми темпами набирать популярность и распространяться и у нас.
Причем настолько быстрыми, что на сегодняшний день в России автомобилей с АКПП продается больше, чем с обычной «механикой». И все чаще у людей возникает вопрос – а что же выбрать?
Цель этой статьи как раз и заключается в том, чтобы не вдаваясь особо в технические подробности, помочь потенциальным покупателям с выбором «автомата», очень кратко описать его достоинства и недостатки.
Что подразумевается под словом «автомат». Его разновидности.
Слово «автомат» на автомобильном сленге подразумевает автоматическую коробку перемены передач (АКПП), в которой скорости (передачи) переключаются автоматически, без непосредственного участия человека.
АКПП бывают нескольких видов:
Гидромеханическая АКПП
Этот вид трансмиссии еще называют «классический автомат».Эта КПП состоит из двух частей – гидравлической и механической.
Гидравлическая часть – это гидротрансформатор, выполняющий роль сцепления. Механическая часть – это планетарная коробка передач.
Крутящий момент от двигателя передается на гидротрансформатор и далее посредством находящейся под постоянным давлением трансмиссионной жидкости на механическую часть и через «планетарку» на колеса. Все процессы работы КПП контролируются и управляются электроникой.
В самом простом варианте эта коробка имеет 4 передачи. Современные же трансмиссии имеют уже 6, 7 и даже 8 передач.
Роботизированная КПП или просто «робот»
Это, по сути, обыкновенная механическая коробка передач, однако выжим сцепления и переключение скоростей осуществляется с помощью актуаторов (в данном случае сервоприводов), работу которых контролирует электронный блок управления.
Более «продвинутым» вариантом «робота» является, так называемая, преселективная трансмиссия DSG. Она имеет намного более сложное устройство – это как бы две КПП в одной с двумя механизмами сцепления.
Одна из них «отвечает» за включение четных передач, одна – нечетных. Благодаря такой конструкции переключение скоростей происходит практически мгновенно.
АКПП типа вариатор (CVT)
Конструкция этой трансмиссии принципиально отличается от двух предыдущих. Это – бесступенчатая коробка передач, в которой привычные шестерни заменены шкивами с изменяющимися с помощью электроники диаметрами.
Между шкивами натянуты ремень или цепь. Благодаря изменяющимся диаметрам плавно изменяется и передаточное число.
Благодаря такой конструкции КПП крутящий момент от двигателя передается на колеса автомобиля постоянно, без прерываний при переключении передач.
Достоинства и недостатки
Теперь, кратко ознакомившись с устройством и принципом работы этих «автоматов», можно перейти к сравнению их достоинств и недостатков.
Классический автомат
Достоинства:
- Высокая надежность. Но при условии строгого соблюдения правил эксплуатации.
- Большое разнообразие режимов езды (нормальный, экономичный, зимний и т.д.).
- Возможность перевода АКПП в ручной режим управления переключением передач – типтроник.
- Комфорт при езде.
- Малая вероятность перегрева двигателя.
Недостатки:
- Высокая стоимость автомобиля с такой АКПП.
- Большие расходы на техобслуживание и ремонт.
- Относительно большой расход топлива.
- Жесткий контроль качества и периодичности замены трансмиссионной жидкости в КПП.
- Большой риск вывести из строя трансмиссию при буксировке на большие расстояния.
Роботизированная КПП
Достоинства:
- Относительно небольшая стоимость автомобиля с однодисковым сцеплением.
- Возможность перехода на полноценный ручной режим переключения передач.
- Высокая скорость переключения передач авто с преселективной КПП DSG.
- Топливная экономичность.
Недостатки:
- Замедленное переключение передач при езде на «роботе» с однодисковым сцеплением, сопровождаемое толчками и «кивками» передка автомобиля.
- Быстрый выход из строя сцепления при частых троганиях и остановках в условиях городских пробок.
- Высокая стоимость ремонта коробки передач DSG.
- Невозможность длительной и быстрой буксировки автомобиля с «роботом». Максимальная скорость ее должна быть не более 20 км/ч.
Вариатор (CVT)
Достоинства:
- Быстрое и очень плавное ускорение при разгоне.
- Умеренный расход топлива.
- Небольшой вес и габариты КПП.
Недостатки:
- Довольно низкая надежность. Очень требователен к неукоснительному соблюдению правил эксплуатации.
- Высокий уровень шума в салоне.
- Низкая ремонтопригодность. Не во всех СТО возьмутся за его ремонт.
- Очень чувствителен к большим перегрузкам, пробуксовкам, которые раньше времени могут вывести его из строя.
Что же выбрать
Исходя из вышеизложенного, тем людям, кто все-таки решил приобрести автомобиль с автоматической коробкой передач, можно посоветовать следующие рекомендации:
Если у вас недостаточно много средств, вы не сторонники экстремальной езды и знаете, что не будете часто «вязнуть» в городских пробках, то лучшим выбором будет автомобиль с простым однодисковым «роботом».
Людям, которые любят комфортную размеренную езду с плавным разгоном и торможением без излишних дерганий и толчков, идеально подойдет авто с вариатором (CVT).
Для езды в условиях большого города с частыми разгонами и торможениями на светофорах, «зависаниями» в пробках лучше всего подойдет автомобиль с классическим автоматом.
Для людей энергичных, любящих экстрим, драйв и готовых быстрее других стартовать с одного светофора и первыми «подлететь» к следующему, авто с преселективной коробкой DSG – это то, что надо.
Подведем итог
Выбор автомобиля с автоматической коробкой передач – дело совсем не простое. И подходить к этому выбору надо со всей серьезностью.
Очень хочется надеяться, что эта статья хоть как-то поможет сделать его правильным.
Обсудим?
Смотрите также: