Меняем моторное масло. Когда это необходимо делать
Моторное масло
Цель написания этой статьи как раз и заключается в том, чтобы кратко и доступно объяснить этим людям, для чего предназначено моторное масло, зачем его менять и как часто надо это делать.
Для чего нужно масло
Масло бывает минеральное, полусинтетическое и синтетическое. Но не будем в этот раз заострять на этом внимание. Главное – выяснить, для чего оно предназначено.
Ниже перечислен ряд основных функций, которые выполняет современное моторное масло:
- Предотвращение сухого трения деталей двигателя друг о друга, способствующего преждевременному их износу. Это достигается путем присутствия постоянной масляной пленки между трущимися поверхностями.
- Охлаждение двигателя. Наряду с охлаждающей жидкостью моторное масло тоже способствует отводу излишнего тепла, образующегося в процессе работы ДВС.
- Защита от коррозии. Это достигается благодаря присутствию в составе современного моторного масла специальных антикоррозийных присадок.
- Выведение твердых частиц (металлической стружки), образующихся в результате трения деталей двигателя друг о друга.
- Удаление продуктов сгорания топлива в цилиндрах – сажи, нагара и т.д. Этому способствует включение в состав масла специальных моющих присадок.
Зачем его менять
Вот несколько основных признаков, которые указывают на то, что масло пора поменять:
Масло стало слишком жидким. Это говорит о том, что в результате постоянного термического воздействия оно потеряло свою вязкость и уже не обладает необходимыми смазывающими свойствами. Еще одна причина его разжижения – это неполное сгорание некачественного топлива. В результате этого его не сгоревшие остатки стекают по стенкам цилиндра в картер и смешиваются там с маслом, делая его с жидким.
Масло стало слишком густым. Одной из причин этого может быть сильный перегрев двигателя, в результате которого произошла полимеризация масла, то есть его «сворачивание». В результате этого масло становится настолько густым, что не может в полном объеме прокачиваться к нуждающимся в смазке трущимся деталям, а это ведет к непредсказуемым последствиям.
Масло стало слишком темным, а в некоторых случаях, и совсем черным. Как известно, в качественное масло добавляются моющие присадки. С помощью этих присадок маслом смывается вся «грязь», которая образовывается на стенках цилиндров и других частях двигателя – сажа, копоть, нагар, металлическая стружка и др. Такое загрязнение масла приводит к ухудшению его эксплуатационных свойств. Потемнение масла – это нормальный процесс. А вот если после нескольких тысяч километров пробега автомобиля масло почти не потемнело, то это должно насторожить. Значит масло не качественное, в нем отсутствуют моющие присадки и «грязь» остается на деталях двигателя.
Увидеть все эти признаки можно, вынув из картера двигателя измерительный щуп, предназначенный для определения уровня масла и расположенный в специальном отведенном для него отверстии.
В любом случае, даже если отсутствуют явные вышеперечисленные признаки, масло через определенный промежуток времени необходимо заменить новым.
Периодичность замены
Казалось бы, для того, чтобы узнать, через какой промежуток надо менять моторное масло нет ничего проще, чем отрыть Инструкцию по эксплуатации своего автомобиля и следовать тем рекомендациям, которые там указаны. На практике же все обстоит немного по-другому.
Положим, Инструкция предписывает производить замену масла через каждые 15000 км пробега. Но это расстояние можно проехать в разных условиях – допустим, постоянно находясь в городе или двигаясь на оптимальной скорости по хорошей загородной трассе.
В первом случае нагрузка на двигатель будет больше – постоянные разгон и торможение, отстаивание в пробках с работающим мотором, когда он недостаточно охлаждается.
Все это приводит к более интенсивному старению масла и ухудшению его качества. Во втором же случае условия для работы двигателя будут оптимальными. Да и количество моточасов работы будет разным – в первом случае оно будет заметно выше, чем во втором.
Заметное ухудшение эксплуатационных характеристик масла может вызвать и постоянная работа двигателя на некачественном топливе. Не полностью сгорая, оно, как уже упоминалось ранее, оно будет стекать в картер и разжижать масло.
Исходя из того, что было сказано выше, рекомендуется менять моторное масло не через 15000 км пробега, как предписано Инструкцией по эксплуатации, а через 10000 км. Это в какой-то мере избавит владельцев авто от тех последствий, которые будут описаны ниже.
Последствия несвоевременной замены
Если просрочить замену моторного на 1-2 тыс. км свыше того пробега, что был рекомендован в предыдущей главе (10000 км), то скорее всего, ничего страшного не произойдет. Это вполне допустимо.
Если же и после 5000 км «сверхнормативного» пробега не поменять масло, то вполне вероятно, что двигатель может преподнести следующие «сюрпризы»:
- Перегрев мотора. Это связано с тем, что отработавшее масло теряет свойство отводить лишнее тепло.
- Потеря мощности. Это происходит из-за того, что в старом масле перестают «работать» присадки, призванные очищать детали двигателя от «грязи». Поршневые кольца начинают «залегать», уменьшается компрессия и, как следствие, мощность.
- Повышенный износ деталей двигателя. Состарившееся масло теряет свою вязкость, смазывающие свойства. Сопряженные детали двигателя начинают почти в сухую тереться друг о друга, вследствие чего происходит их повышенный износ. Двигатель раньше времени выходит из строя.
- Стук в двигателе. Он может появиться вследствие того, что масло сильно загустело и не в состоянии в достаточном количестве пройти через узкие каналы, предназначенные для смазки шатунных вкладышей. В результате дефицита смазки вкладыши перегреваются и проворачиваются. Появляется стук – грозное предупреждение о том, что необходим срочный ремонт двигателя.
Делаем выводы
Хочется надеяться, что те автолюбители, которые до сих пор не очень серьезно относились к вопросу о своевременной замене моторного масла, прочитав эту статью, в корне изменят свое отношение к этой важной теме.
Ведь пожалев (или поленившись) потратить какие-то средства, чтобы вовремя заменить масло, вскоре наверняка придется выложить несоизмеримо большую сумму за то, чтобы оплатить капремонт двигателя.
Обсудим?
Смотрите также: